Памятка
участнику Конкурса, выступающему с докладом
участнику Конкурса, выступающему с докладом
Чтобы Ваше выступление было интересным, доходчивым и представляю выполненную Вами работу наилучшим образом, рекомендуется воспользоваться советами, изложенными ниже.
1. При подготовке к защите работы помните, что Ваш доклад должен отвечать на вопросы:
• Зачем проводились исследования или опыты? (Цель и задачи исследования или опытов).
• Что известно из литературы по теме Вашего исследования или опытов? (Очень коротко).
• Где и когда проводились исследования или опыты?
• Какие методы сбора и обработки материала использовались и почему?
• В каких условиях проводился сбор материала?
• Сколько материала собрано?
• Какие результаты (в сроках и цифрах) получены?
• Чем объясняется получение таких результатов?
• Какие выводы сделаны?
Ответить на данные вопросы (в указанной последователь}юсти) необходимо при защите любой исследовательской или опытнической работы.
2. При подготовке выступления следует учесть, что доклады не читают по тексту, а рассказывают. Поэтому необходимо подготовить конспект (план) выступления. В качестве такового можно использовать тезисы Вашей работы с подчеркнутыми в них основными мыслями.
3. Чтобы говорить без "бумажки" не стоит заучивать текст выступления наизусть. Гораздо полезнее понять, что именно требуется рассказать (см. п.1) и выбрать из отчета основные цифры, факты и утверждения, раскрывающие суть выполненной работы.
4. Все наглядно - иплюстративные материалы (диаграммы, графики, схемы, таблицы и т.п.), используемые Вами при выступлении, должны быть легко читаемыми сидящими в зале и понятными без дополнительных объяснений.
Поэтому они должны иметь названия и расшифровку условных обозначений.
5. Во время выступления наглядно - иллюстративный материал должен использоваться. Если речь идет о цифрах, показанных в таблице или проиллюстрированных графиком, то нужно обращаться к соответствующей таблице или графику.
6. При демонстрации наглядно - иллюстративного материала следует использовать указку, авторучку, карандаш, но никак не палец. При этом нужно повернуться к слушателям лицом, а не спиной.
7. Во время выступления смотрите на своих слушателей, лишь по необходимости заглядывая в конспект (план) выступления.
8. Чтобы преодолеть неуверенность, полезно найти (глазами) в зале кого-то внимательно слушающего и доброжелательно смотрящего на Вас (таковым может быть Ваш друг). Чаще смотрите на него (или на нее) во время выступления.
9. Старайтесь уложиться в регламент выступления (10 минут). Для этого полезно потренироваться заранее, используя часы и убирая из доклада лишнее. Сокращать доклад можно, убирая из него все то, что не соответствует плану, предложенному в пункте 1.
10.He бойтесь вопросов, так как обычно вопросы (как из зала, так и от жюри) задаются не для того, чтобы уличить Вас в незнании, а для того, чтобы лучше понять суть Вашей работы. Кроме того, наличие вопросов свидетельствует о том, что сказанное Вами заинтересовало слушателей.
Отвечая на вопросы, Вы можете показать свой уровень владения
материалом.
Не упускайте такую возможность!
11.Выступая, помните, что Вы имеете, по крайней мере, два преимущества. Во—первых, Вы рассказываете об интересующих Вас исследованиях или опытах тем, кому это так же весьма интересно. А во-вторых, Вы лучше всех владеете данным материалом, так как никто, кроме Вас (не считая соавторов и руководителя) эту работу не выполнял.
12. Свое выступление необходимо рассматривать как обмен опытом работы с коллегами по интересующей Вас тематике. Не надо волноваться. Вы обязательно успешно защитите свою работу.
7. Во время выступления смотрите на своих слушателей, лишь по необходимости заглядывая в конспект (план) выступления.
8. Чтобы преодолеть неуверенность, полезно найти (глазами) в зале кого-то внимательно слушающего и доброжелательно смотрящего на Вас (таковым может быть Ваш друг). Чаще смотрите на него (или на нее) во время выступления.
9. Старайтесь уложиться в регламент выступления (10 минут). Для этого полезно потренироваться заранее, используя часы и убирая из доклада лишнее. Сокращать доклад можно, убирая из него все то, что не соответствует плану, предложенному в пункте 1.
10.He бойтесь вопросов, так как обычно вопросы (как из зала, так и от жюри) задаются не для того, чтобы уличить Вас в незнании, а для того, чтобы лучше понять суть Вашей работы. Кроме того, наличие вопросов свидетельствует о том, что сказанное Вами заинтересовало слушателей.
Отвечая на вопросы, Вы можете показать свой уровень владения
материалом.
Не упускайте такую возможность!
11.Выступая, помните, что Вы имеете, по крайней мере, два преимущества. Во—первых, Вы рассказываете об интересующих Вас исследованиях или опытах тем, кому это так же весьма интересно. А во-вторых, Вы лучше всех владеете данным материалом, так как никто, кроме Вас (не считая соавторов и руководителя) эту работу не выполнял.
12. Свое выступление необходимо рассматривать как обмен опытом работы с коллегами по интересующей Вас тематике. Не надо волноваться. Вы обязательно успешно защитите свою работу.